Что такое арт-терапевтическая техника «Автопортрет»?
Время чтения
13 минут
Автор
Simple Miracle
Категория
Терапия
Обучение

Арт-терапевтическая техника «Метафорический автопортрет» является одной из проективных техник, которая идеально подходит для знакомства, она позволяет оценить психологический портрет человека с нестандартного ракурса. Она проста в исполнении, не требует много материалов и это делает ее эффективной в работе с детьми и подростками.
С помощью этой техники мы можем актуализировать:
- текущее эмоциональное состояние
- представление о себе в разных сферах жизни
- личные границы и самооценку
- потенциал и ресурсы
Описание техники
- Вначале было слово, а за ним пришло воображение: Представьте, если бы вы были растением, то вы были бы… А если животным, то каким, а может даже и почему…Любопытно, а если вещью, предметом, героем мультфильма, книги, кинофильма…
- А теперь можно нарисовать то, что вы представили, используя карандаши, фломастеры, краски. Можно разместить все на одном большом листе, предварительно разделив его на четыре сектора, либо взять четыре отдельных листа.
- Когда все готово, наступает самая интересная часть «Беседа. Знакомство. Интерпретация».
Можно разложить рисунки на столе или на полу и начать рассказывать про них. Терапевт вопросами, приглашает рассказать подробнее о своем рисунке, а может и написать историю, где рисунки станут иллюстрациями: Кто это? Где обитает? Есть ли что-то или кто-то рядом? Что ещё можно о нём рассказать? Какой из нарисованных вами предметов кажется вам наиболее привлекательным? Почему?
Про растение мы можем спросить: Как называется это растение? Сколько ему лет? Где оно растет? Ему нужны какие-то особые условия или оно не привередливо? Кто и зачем его посадил? Или оно выросло само? и т.д.
![]() | ![]() |
Интерпретация рисунка
А теперь давайте поразмышляем над тем, что может рассказать нам рисунок об его авторе. Мы прежде всего интерпретируем рисунок исходя из того, что говорит и рассказывает нам сам автор. Знание символики и образов нам помогает, но в дополнении к тому, что мы слышим.
Растение может рассказать о том, сколько у вас энергии и сил, что вы любите и как вы чувствуете себя в этом мире, чувствуете ли вы заботу и как растете и развиваетесь. На самом деле то, как вы слушаете и как следуете за своим клиентом в разговоре может открыть вам доступ к тому, что беспокоит клиента и вы можете уже в первой беседе через рисунок давать бережную обратную связь, принятие его чувств и поддержку.
Животное может рассказать нам о витальности, о телесности и восприятии своей силы, энергии, о внутренних страхах и открытости миру. Домашнее животное может сказать нам о том, что вы боитесь дикости и свободы, раскрытия своих потребностей и силы. Но конечно же не все так однозначно. И большую часть информации мы получаем из беседы c автором. Ведь согласитесь что яркий рыжий игривый кот и маленькая свернувшаяся клубочком кошечка расскажут нам совсем разные истории. При интерпретации мы также можем обратить внимание и учесть: расположение рисунка на листе, размер рисунка, использование цвета и яркость, прорисовку и детализацию и мы будем с любопытством и интересом следовать за процессом и рассказам нашего автора, задавая ему вопросы.
![]() | ![]() |
Приведу несколько примеров из практики
Даша (7 лет) на всех своих рисунках рассказывает о борьбе и защите. Животное с зубами и когтями, похожее на волка — «Ему нужно защищаться, он должен быть сильным и смелым». Вещь — кинжал. «Он мне нужен для защиты. Он стальной. Крепкий. Твердый». Цветок «Я не знаю как он называется, он похож на розу». Он один, но он маленький среди больших, которые заслоняют его, и его не видно».
Героем из мультфильма был огнедышащий Дракон. И тут мы тоже разговаривали о том, что ему хочется и куда он направляет свой огонь. У девочки было аутоиммунное заболевание, родители не понимали причину, так как у ребенка все было в достатке и казалось бы, что она живет в благополучной и принимающей обстановке. Но семейная система сложилась так, что неработающая мама не реализуясь сама, накладывала огромные ожидания на свою дочь. И здесь сложно было бы увидеть эмоциональное напряжение и насилие, потому что на поверхности все очень мягко и без давления. Откуда столько гнева и внутренней потребности защищаться у ребенка? История из рисунков и беседы с девочкой помогли нам выйти на истинные причины ее поведения и возникшую психосоматику.
Обычно дети охотно обсуждают свои рисунки и рассказывают целые истории о том, что они нарисовали. Им проще говорить о ком-то, а не себе.
Работа со взрослыми и авторское прочтение
Со взрослыми мы используем еще более интересную интерпретацию этой техники, а именно «Автопортрет вслепую». Работа с закрытым глазами позволяет нам снять контроль над тем, что мы делаем или хотя бы немного снизить его. Эта техника еще хороша и тем, что здесь мы можем отдохнуть от нашего внутреннего критика, который диктует нам: «Ты не умеешь рисовать. Какой еще автопортрет?». Эта техника приносит много сюрпризов и открытий. Обычно такая работа проводиться в группе.
Техника «Автопортрет» в групповой терапии
После вводной части, когда ребята настроились на себя, на свой внутренний голос и ощущения, я предлагаю им нарисовать свой автопортрет с закрытыми глазами.
- Перед ними лежит большой белый лист формата А1 (А2). Я предлагаю с открытыми глазами познакомиться с пространством листа тактильно и визуально, а уже закрыв глаза, можно взять карандаш, кисть или фломастер в одну руку, а другой рукой мы начинаем изучать себя, ощупывая свою голову, лиц, ноc, уши и т.д. Ощущая свою тактильность и свой контакт с самим собой в буквальном смысле слова, они рисуют свой автопортрет. Часто это медитативный и созерцательный процесс, мы можем включить приятную музыку и предоставить человеку побыть с самим собой. Это непривычный опыт, когда мы знакомимся с собой из любопытства, нежности, и этот опыт всегда про тактильность, про внутренние ощущения, про бережность к себе. Часто это очень трогательный процесс, когда люди в первый раз в жизни начинают изучать себя тактильно и погружаясь в свой внутренний мир.
- Когда ребята заканчивают свой рисунок, я предлагаю им открыть глаза и посмотреть на то, что возникло на листе. Тут начинается самое интересное. Кто-то начинает смеяться, кто-то сидит завороженно рассматривая то, что получилось, кто-то показывает портрет окружающим и смотрит на то, что у других.
- Но мы не останавливаемся, потому что это часть работы похожа на веселый творческий процесс и не более. Дальше я предлагаю посмотреть свой рисунок и добавить к этому изображению то, чего там не хватает. Украсить его или создать что-то, что вам хочется. Многие ребята быстро включаются в процесс, они знают что хотят добавить и как развить образ. Обычно запускаются внутренние источники Творчества и появляется энергия на преобразование и преображение. Как будто нам не нужно создавать что-то с нуля, а то что уже есть — это дает нам импульс к продолжению и развитию образа. Уже нет «страха белого листа», если бы мы начинали рисовать автопортрет с нуля. Отпускаем свою фантазию и творим.
- Последним шагом мы обсуждаем то, что получилось рассматривая возникший «автопортрет» и начиная с вопросов: «Что ты видишь?, Что тебе больше всего нравится в автопортрете? Что ты чувствуешь когда смотришь на него? Что у тебя общего с ним? О чем он тебе хочет сказать» и т.д.
В практике работы с этой техникой чудесные и трогательные процессы самопознания, доставляют истинное удовольствие терапевту и практикующим. У одной девушки возникло сразу три лица, и она дорисовала их до трех Ликов. Это были как будто три ее части, которые она уже знала и готова была познакомиться с ними еще ближе. Другая участница группы, видоизменяя портрет, закрыла то, что ей не нравится прозрачной калькой и в процессе рассматривания она поняла что не хочет видеть боль и слезы той девушки и поэтому как будто бы носит Маску. От этой Маски ей не становится легче, но как будто бы показывать свою уязвимость и боль невозможно. Это было очень важно для нее увидеть ту свою часть, которая спрятана от всех и от Себя тоже и отнестись к ней с любовью и пониманием. Открытия всегда оказываются очень неожиданными и в безопасном пространстве принятия мы обнаруживаем то, что не решились бы сказать никому и что становится возможным проявить, а значит и исцелить.
Эту технику приводит в своей книге «Терапия творчеством» Удо Байер, известный арт-терапевт и психотерапевт.
![]() | ![]() |
В работе с подростками я использовала технику «Автопортрет», существенно ее видоизменив
На пакетах из крафта мы рисовали на одной стороне свой автопортрет «Каким я вижу себя и каким я себя показываю окружающим».
Дальше мы придумывали пять прилагательных к портрету, и можно предложить свободное письмо с использованием этих прилагательных.
А на другой стороне крафтового пакета мы рисовали портрет «Каким я не хочу себя показывать другим». Здесь открывается возможность поговорить о том, что я в себе не принимаю и что меня раздражает в себе. Не всегда подростки готовы открыто говорить об этом, но когда уже есть доверие между терапевтом и подростком, кода мы предлагаем в игровой форме поэкспериментировать, поиграть, и когда есть ощущение безопасности для самовыражения, эта практика может привести вас к открытому диалогу с подростком.
Вариация техники «Автопортрет» может быть использована не только в самоактуализации и идентификации своей личности, но и в профориентации, определении своей уникальности в какой-либо социальной роли. Подросткам, которые находятся в поиске себя и своего собственного взгляда на жизнь, будет например интересно работать в технике «Коллаж» и создать своего уникального Персонажа, Робота или Человека, Героя или Супермена, увидеть себя в какой-либо профессии.
Например, мне когда-то такой подход позволил увидеть в чем моя оригинальность и специфика как арт-терапевта. Когда я училась, мне было предложено сделать коллаж на тему «Я — арт-терапевт». Это был спонтанный коллаж, который позволил мне поиграть с моим воображением, отпустить себя на свободу и обратиться к своему Бессознательному. Я удивилась тому, что у меня получилось, и мой «Персонаж» многое мне рассказал и подсказал о том, что я могу взять и использовать в своей работе.