+7 499 757 89 37

Что такое арт-терапевтическая техника «Автопортрет»?

Автор

Simple Miracle

Категория

Терапия, Обучение

Арт-терапевтическая техника «Метафорический автопортрет» является одной из проективных техник, которая идеально подходит для знакомства, она позволяет оценить психологический портрет человека с нестандартного ракурса. Она проста в исполнении, не требует много материалов и это делает ее эффективной в работе с детьми и подростками.

С помощью этой техники мы можем актуализировать:

  • текущее  эмоциональное состояние
  • представление о себе в разных сферах жизни
  • личные границы и самооценку
  • потенциал и ресурсы

Описание техники

  1. Вначале было слово, а за ним пришло воображение: Представьте, если бы вы были  растением, то вы были бы… А если животным, то каким, а может даже и почему…Любопытно, а если вещью, предметом, героем мультфильма, книги, кинофильма…
  2. А теперь можно нарисовать то, что вы представили, используя карандаши, фломастеры, краски. Можно разместить все на одном большом листе, предварительно разделив его на четыре сектора, либо взять четыре отдельных листа.
  3. Когда все готово, наступает самая интересная часть «Беседа. Знакомство. Интерпретация».

Можно разложить  рисунки на столе или на полу и начать рассказывать про них. Терапевт вопросами, приглашает рассказать подробнее о своем рисунке, а может и написать историю, где рисунки станут иллюстрациями: Кто это? Где обитает? Есть ли что-то или кто-то рядом? Что ещё можно о нём рассказать? Какой из нарисованных вами  предметов кажется вам наиболее привлекательным? Почему?

Про растение мы можем спросить: Как называется это растение? Сколько ему лет? Где оно растет? Ему нужны какие-то особые условия или оно не привередливо? Кто и зачем его посадил? Или оно выросло само? и т.д.

Интерпретация рисунка

А теперь давайте поразмышляем над тем, что может рассказать нам рисунок об его авторе. Мы прежде всего интерпретируем рисунок исходя из того, что говорит и рассказывает нам сам автор. Знание символики и образов нам помогает, но в дополнении к тому,  что мы слышим.

Растение может рассказать о том, сколько у вас энергии и сил, что вы любите и как вы чувствуете себя в этом мире, чувствуете ли вы заботу и как растете и развиваетесь. На самом деле то, как вы слушаете и как следуете за своим клиентом в разговоре может открыть вам доступ к тому, что беспокоит клиента и вы можете уже в первой беседе через рисунок давать бережную обратную связь, принятие его чувств и поддержку.

Животное может рассказать нам о витальности, о телесности и восприятии своей силы, энергии, о внутренних страхах и открытости миру. Домашнее животное может сказать нам о том, что вы боитесь дикости и свободы, раскрытия своих потребностей и силы. Но конечно же не все так однозначно. И большую часть информации мы получаем из беседы c автором. Ведь согласитесь что яркий рыжий игривый кот и маленькая свернувшаяся клубочком кошечка расскажут нам совсем разные истории. При интерпретации мы также можем обратить внимание и учесть: расположение рисунка на листе, размер рисунка, использование цвета и яркость, прорисовку и детализацию и мы будем с любопытством и интересом следовать за процессом и рассказам нашего автора, задавая ему вопросы.

Приведу несколько примеров из  практики

Даша (7 лет) на всех своих рисунках рассказывает о борьбе и защите. Животное с зубами и когтями, похожее на волка — «Ему нужно защищаться, он должен быть сильным и смелым». Вещь — кинжал. «Он мне нужен для защиты. Он стальной. Крепкий. Твердый». Цветок «Я не знаю как он называется, он похож на розу». Он один, но он маленький среди больших, которые заслоняют его, и его не видно».

Героем из мультфильма был огнедышащий Дракон. И тут мы тоже разговаривали о том, что ему хочется и куда он направляет свой огонь. У девочки было аутоиммунное заболевание, родители не понимали причину, так как у ребенка все было в достатке и казалось бы, что она живет в благополучной и принимающей обстановке. Но семейная система сложилась так, что  неработающая мама не реализуясь сама, накладывала огромные ожидания на свою дочь. И здесь сложно было бы увидеть эмоциональное напряжение и насилие, потому что на поверхности все очень мягко и без давления. Откуда столько гнева и внутренней потребности защищаться у ребенка? История из рисунков и беседы с девочкой помогли нам выйти на истинные причины ее поведения и возникшую психосоматику.

Обычно дети охотно обсуждают свои рисунки и рассказывают целые истории о том, что они нарисовали. Им проще говорить о ком-то, а не себе.

Работа со взрослыми и авторское прочтение

Со взрослыми мы используем еще более интересную интерпретацию этой техники, а именно «Автопортрет вслепую». Работа с закрытым глазами позволяет нам снять контроль над тем, что мы делаем или хотя бы немного снизить его. Эта техника еще хороша и тем, что здесь мы можем отдохнуть от нашего внутреннего критика, который диктует нам: «Ты не умеешь рисовать. Какой еще автопортрет?». Эта техника приносит много сюрпризов и открытий. Обычно такая работа проводиться в группе.


Техника «Автопортрет» в групповой терапии

После вводной части, когда ребята настроились на себя, на свой внутренний голос и ощущения, я предлагаю им нарисовать свой автопортрет с закрытыми глазами.

  • Перед ними лежит большой белый лист формата А1 (А2). Я предлагаю с открытыми глазами познакомиться с пространством листа тактильно и визуально, а уже закрыв глаза, можно взять карандаш, кисть или фломастер в одну руку, а другой рукой мы начинаем изучать себя, ощупывая свою голову, лиц, ноc, уши и т.д. Ощущая свою тактильность и свой контакт с самим собой в буквальном смысле слова, они рисуют свой автопортрет. Часто это медитативный и созерцательный процесс, мы можем включить приятную музыку и предоставить человеку побыть с самим собой. Это непривычный опыт, когда мы знакомимся с собой из любопытства, нежности, и этот опыт всегда про тактильность, про внутренние ощущения, про бережность к себе. Часто это очень трогательный процесс, когда люди в первый раз в жизни начинают изучать себя тактильно и погружаясь в свой внутренний мир.
  • Когда ребята заканчивают свой рисунок, я предлагаю им открыть глаза и посмотреть на то, что возникло на листе. Тут начинается самое интересное. Кто-то начинает смеяться, кто-то сидит завороженно рассматривая то, что получилось, кто-то показывает портрет окружающим и смотрит на то, что у других.
  • Но мы не останавливаемся, потому что это часть работы похожа на веселый творческий процесс и не более. Дальше я предлагаю посмотреть свой рисунок и добавить к этому изображению то, чего там не хватает. Украсить его или создать что-то, что вам хочется. Многие ребята быстро включаются в процесс, они знают что хотят добавить и как развить образ. Обычно запускаются внутренние источники Творчества и появляется энергия на преобразование и преображение. Как будто нам не нужно создавать что-то с нуля, а то что уже есть — это дает нам импульс к продолжению и развитию образа. Уже нет «страха белого листа», если бы мы начинали рисовать автопортрет с нуля. Отпускаем свою фантазию и творим.
  • Последним шагом мы обсуждаем то, что получилось рассматривая возникший «автопортрет» и начиная с вопросов: «Что ты видишь?, Что тебе больше всего нравится в автопортрете? Что ты чувствуешь когда смотришь на него? Что у тебя общего с ним? О чем он тебе хочет сказать» и т.д.

В практике работы с этой техникой чудесные и трогательные процессы самопознания, доставляют истинное удовольствие терапевту и практикующим. У одной девушки возникло сразу три лица, и она дорисовала их до трех Ликов. Это были как будто три ее части, которые она уже знала и готова была познакомиться с ними еще ближе. Другая участница группы, видоизменяя портрет, закрыла то, что ей не нравится прозрачной калькой и в процессе рассматривания она поняла что не хочет видеть боль и слезы той девушки и поэтому как будто бы носит Маску. От этой Маски ей не становится легче, но как будто бы показывать свою уязвимость и боль невозможно. Это было очень важно для нее увидеть ту свою часть, которая спрятана от всех и от Себя тоже и отнестись к ней с любовью и пониманием. Открытия всегда оказываются очень неожиданными и в безопасном пространстве принятия мы обнаруживаем то, что не решились бы сказать никому и что становится возможным проявить, а значит и исцелить.

Эту технику приводит в своей книге «Терапия творчеством» Удо Байер, известный арт-терапевт и психотерапевт.

В работе с подростками я использовала технику «Автопортрет», существенно ее видоизменив

На пакетах из крафта мы рисовали на одной стороне свой автопортрет «Каким я вижу себя и каким я себя показываю окружающим».

Дальше мы  придумывали пять прилагательных к портрету, и можно предложить свободное письмо с использованием этих прилагательных.

А на другой стороне крафтового пакета мы рисовали портрет «Каким я не хочу себя показывать другим». Здесь открывается возможность поговорить о том, что я в себе не принимаю и что меня раздражает в себе. Не всегда подростки готовы открыто говорить об этом, но когда уже есть доверие между терапевтом и подростком, кода мы предлагаем в игровой форме поэкспериментировать, поиграть, и когда есть ощущение безопасности для самовыражения, эта практика может привести вас к открытому диалогу с подростком. 

Вариация техники «Автопортрет» может быть использована  не только в самоактуализации и идентификации своей личности, но и в профориентации, определении  своей уникальности в какой-либо социальной роли. Подросткам, которые находятся в поиске себя и своего собственного взгляда на жизнь, будет например интересно работать в технике «Коллаж» и создать своего уникального Персонажа, Робота или Человека, Героя или Супермена, увидеть себя в какой-либо профессии.

Например, мне когда-то такой подход позволил увидеть в чем моя оригинальность и специфика как арт-терапевта. Когда я училась, мне было предложено сделать коллаж на тему «Я — арт-терапевт». Это был спонтанный коллаж, который позволил мне поиграть с моим воображением, отпустить себя на свободу и обратиться к своему Бессознательному. Я удивилась тому, что у меня получилось, и мой «Персонаж» многое мне рассказал и подсказал о том, что я могу взять и использовать в своей работе.